Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

"Центр развития ребенка-Детский сад № 7" города Магнитогорска

 

Организация по исправлению нарушения звукопроизношения в семье

назад

 

  Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил: «Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний». Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.

 

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательных и полноценных взаимоот­ношениях с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие.

Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начинают осознавать свой недостаток, стано­вятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особое значение имеет правильное чистое произношение ребенком звуков и слов в период обучения грамоте, т.к. письменная речь формируется на основе устной и недостатки речи могут привести к неуспеваемости.

 

Поэтому родители, у детей которых выявлены нарушения звукопроизношения, долж­ны вовремя обратиться к логопеду и строго выполнять все его указания. Никакая самая тщательная работа логопеда не исключает необходимости помогать дома детям правильно произносить те или иные звуки.

Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляцион­ного аппарата. Выработать движение органов артикуляционного аппарата помогает арти­куляционная гимнастика. Ее следует проводить дома ежедневно в форме игры. Занятия проводятся перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать правильность движения органов артикуляционного аппарата. Определенные целенаправленные упражнения помо­гают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению нуж­ных звуков. Логопед показывает родителям, как надо выполнять упражнения любого ком­плекса, на что следует обратить особое внимание.

 

При работе с детьми дома родители должны учитывать следующее:

1)      Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя выбирать произвольно. Надо выбрать комплекс упражнений для усвоения тех звуков, которые ребенок произносит не­правильно. Если он искажает все группы звуков, то одновременно можно брать упражне­ния из комплекса для свистящих и сонорных звуков, а потом переходить к другим комп­лексам.

2)      Принуждать ребенка заниматься нельзя. Занятия дадут лучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны ребенку.

3)  На одном занятии не стоит давать больше 2-3 упражнений. К последнему упражне­нию надо переходить лишь после того, как будут усвоены предыдущие.

4)  Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения (ребенок сидит спо­койно, плечи и пальцы рук расслаблены и не двигаются).

5)      Некоторые упражнения выполняются под счет, который ведет взрослый. Это необ­ходимо для того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка.

6)  У ребенка не всегда может сразу все хорошо получиться. Порой это вызывает у него отказ от дальнейшей работы. В таком случае родители не должны фиксировать внимание малыша на том, что не получается, — надо подбодрить его, вернуться к более простому, уже отработанному материалу, указав, что когда-то это тоже не получалось.

7)      Выполнять все упражнения надо поэтапно. Нельзя объяснять ребенку сразу всю по­следовательность движения артикуляционного аппарата: дети не могут их «залпом» и пра­вильно выполнить. Инструкцию необходимо давать поэтапно, например: «улыбнись; по­кажи зубы; приоткрой рот; подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами; постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д-д». Так же поэтапно следует проверять выполнение ребенком упражнения. Это дает возможность определить, что именно затруд­няет ребенка, и отработать с ним данное движение.

8)  Если у ребенка нормализуются звуки, надо их постепенно, с помощью логопеда вво­дить в его речь, т.е. учить употреблять звук в словах, а затем — во фразовой речи.

9) Всю работу по воспитанию правильного звукопроизношения родители согласовыва­ют с логопедом, обращаясь к нему со всеми возникшими затруднениями.

10)  Начинать работу по дифференциации звуков с ребенком можно лишь после того, как он научится правильно произносить дифференцированно звуки: [с]-[ш]; [з]-[ж]; [б]-[п]; [л]-[р] и др.

 

зам.зав. по УВР, Кущербаева А.Р.

  

Дата последнего обновления страницы 19.04.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»